Как правильно выбрать профессию
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». Помни, только равнодушные идут куда придется!
Типы профессий (по Е.М. Климову)
По предмету труда все профессии можно разделить на пять типов:
- Профессии типа «человек – человек». Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Это такие профессии, как экскурсовод, учитель, врач и др.
- Профессии типа «человек – техника». Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. К этому типу профессий относятся слесарь, токарь, сталевар, заготовщик верха обуви, столяр, ткач, шахтёр и др.
- Профессия типа «человек – природа». Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. К нему относятся профессии типа микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, цветовод и др.
- Профессии типа «человек – знаковая система». Объектом труда для данного типа профессий выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и др. К нему относятся профессии корректор, экономист, чертёжник, топограф и др.
- Профессии типа «человек – художественный образ». Труд представителей этого типа профессий связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью. Например, конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, журналист, настройщик музыкальных инструментов и др.
УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Интересы, склонности
- – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью.
- – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучить его, воспринимать, думать о нем.
Интересы и склонности могут быть к одному или многим объектам и видам деятельности.
Склонности к работе:
С людьми – нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, общественно-организаторская работа среди сверстников, занятия с младшими дома, во дворе, в детском саду.
С техникой – лабораторные, практические работы по физике, химии, электронике и т. Д., выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техники.
С условными знаками – выполнение вычислительных подсчетов, чертежей, схем.
С художественными образами – выполнение заданий на уроках рисования, пения, занятия в кружках художественной самодеятельности, в изостудиях, оформление класса, школы и т. Д.
С растениями и животными – лабораторно-практические работы по биологии, работы на пришкольном участке, в саду, огороде, теплице; уход за животными в уголке живой природы, занятия на станции юных натуралистов или при зоопарке.
Способности, состояние здоровья
- – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием её успешности.
- способности – способность к овладению знаниями, интеллект.
Специальные способности – обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.).
Практические способности – успешность в практической деятельности. К ним относятся организаторские, конструктивно-технические и педагогические способности.
Способности проявляются и развиваются в деятельности.
Мир профессий, потребности общества в кадрах
Обществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах.
ПРОФЕССИЯ «УЧИТЕЛЬ»
Краткое описание: Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Учителя передают нам знания в вузах, курсах английского языка, учат различным бизнес наукам как бизнес-тренеры, коучи, работают над нашей пластикой на занятиях по йоге и танцам.
История профессии: Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени/общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык/знание. И лишь в 18 — 19 веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире.…
Социальная значимость профессии в обществе: В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста.
Личные качества
– склонность к работе с детьми;
– умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
– высокая степень личной ответственности;
– самоконтроль и уравновешенность;
– терпимость, безоценочное отношение к людям;
– интерес и уважение к другому человеку;
– стремление к самопознанию, саморазвитию;
– оригинальность, находчивость, разносторонность;
– тактичность;
– целеустремленность;
– артистизм;
– требовательность к себе и другим;
– наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).
Обязанности учителя
– обучение различным наукам;
– объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;
– контроль за усвоением материала;
– проведение воспитательной работы с детьми;
– помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
– выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
– изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
– построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;
– оказание помощи в формировании личности ученика;
– содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний;
– организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
– объяснение текущих социальных событий и явлений;
– участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
– составление тематических и урочных планов;
– оформление документации (журналов, отчетов).
Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, убедительно, выразительно, простым и понятным языком для своих воспитанников. К основным профессиональным качествам учителя можно отнести объективность, наблюдательность, стрессоустойчивость, настойчивость, внимательность. Каждый учитель должен заниматься самосовершенствованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах, быть готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию.
Профессиональный успех учителя в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний, навыков и умений. Важнейшей профессиональной чертой учителя, без которой невозможна его эффективная деятельность, является любовь к детям.
Уровень заработной платы учителя, как правило, не очень высокий и зависит от места работы, профессионального опыта, объема ответственности. Профессия учителя имеет возможность карьерного роста до позиции учителя более высокой категории, старшего учителя, зауча, директора школы.
Места работы:
- частные и государственные школы;
- детские сады, центры развития ребенка;
- подготовительные курсы для школьников;
- репетиторская деятельность.
Знаменитые и великие Учителя:
- Василий Великий
- Мефодий Моравский
- Будда Гаутама Шакьямуни
- Оле Нидал
- Гурьянов Николай Алексеевич
- Сулам Бааль
- Кирилл (Константин Философ)
- Коупленд Глория
- Аквинский Фома
- Сухомлинский Василий Александрович